Приветствую всех обитателей проекта. В этом посте я хочу поделиться своей историей знакомства с военным аэродромом в посёлке Сиверский - чудесным местом со своей уникальной атмосферой, местом, ныне перетерпивающем значительные изменения: снесли здание НИИ радиоэлектроники, у арочных укрытий режут на металл ворота, а с рулёжных дорожек и с обеих взлётно-посадочных полос снимают бетонные плиты.
Будучи ребёнком и приезжая на дачу в одну из расположенных неподалёку деревень, я всегда с изумлением ранним утром наблюдал за выполняющими регулярные полёты Су-24 - рёв двигателей просто не давал спать. Но продолжалось это недолго - на рубеже нулевых и десятых годов полёты прекратились. Лишь однажды спустя год-два после этого мне посчастливилось застать, наверное, последнего гостя авиабазы - транспортный Ил-76. Я не знал, что происходило на аэродроме, и, в надежде хотя бы посмотреть через забор, искал подступы к нему в заросших двухметровой травой полях. Тогда моя ненавязчивая затея ни разу не увенчалась успехом, а там уже и дачу продали - больше я туда не приезжал.
Мой интерес к аэродрому возродился в 2017-м. Из странички в Википедии я узнал, что авиаполк расформирован, но объект не заброшен и продолжает функционировать. Про Урбантрип я тогда ещё не знал и больше никакой информации у меня не было.
06.07.2017
В этот день состоялся первый поход. Я приехал в деревню, зашёл к другу на чай и мы вслепую пошли в сторону аэродрома через поля, в которые я ходил в детстве. Спустя час неспешной ходьбы мы не наткнулись на ожидаемый забор и просто вышли на дорогу, уложенную бетонными плитами. Поначалу мы даже не подумали, что это уже была рулёжная дорожка, и, пройдя около сотни метров по ней, вышли на ВПП.
Невозможно передать тот восторг, который я испытал, оказавшись там. В один момент, почти не прикладывая никаких усилий, сбылась давняя мечта детства, в исполнение которой я до последнего не верил, ведь я даже не знал, в каком состоянии находится объект.
Перед нами открылась уложенная бетонными плитами взлётно-посадочная полоса, устремляющаяся вдаль на два с половиной километра. Погода была переменно-облачная, и было занятно наблюдать за тем, как огромные тени от облаков ходили по лётному полю. Справа от ВПП выглядывало белое здание без окон, к которому мы и направились.
Белым зданием оказался заброшенный корпус Научно-исследовательского института радиоэлектроники. Формально, оно не относится к аэродрому, и находится за его периметром, но висящие внутри плакаты с информацией о летательных аппаратах указывают на возможную связь между институтом и авиабазой. Интерьер здания представляет собой облезшие коридоры с раскрошенной по полу штукатуркой, перевёрнутую мебель и полный дестрой. Здание явно стоит в таком состоянии много лет и его забросили раньше, чем аэродром. С крыши открывается вид на бывший военный городок (теперь это просто кварталы) с панельными домами, гаражи, на рулёжные дорожки аэродрома и арочные укрытия (далее - капониры).
Осмотрев здание, мы пошли к капонирам в южной части аэродрома - нам навстречу выбегают две немецкие овчарки, а за ними женщина в камуфляже барвиха и с жетоном "патруль". Обильно осыпав нас великим и могучим, женщина командует нам покинуть территорию, что мы и сделали. Мы снова забрались на крышу НИИ, в течение часа понаблюдали за южной частью аэродрома и пришли к выводу, что она обитаема.
Далее мы пошли по рулёжной дорожке на север в сторону запасной ВПП, и по запасной ВПП вышли к северной части аэродрома. Она представляет из себя стрельбище, хозяйственную часть с баней, крытые хранилища для ракет, крытый парк для обслуживающей техники, убежище, расставленные вдоль рулёжной дорожки капониры и административное одноэтажное здание.
В одном из капониров складировали сено, остальные пустовали. На рулёжной дорожке валялись остатки от стоявших там некоторое время назад самолётов.
Вдоволь нагулявшись, мы пошли южнее, миновали действующую технико-эксплуатационную часть, и через заходящие на аэродром ж/д пути благополучно выбросились с объекта.
04.08.2017
Моя вторая поездка на аэродром. Удовлетворённый успехом прошлого похода, я решил позвать с собой компанию совершенно разных людей. Поскольку все мы должны были ехать из разных мест, мы договорились встретиться в самом Сиверском. За день до поездки сливаются первые два человека. Затем, уже в электричке, я узнаю о сливе следующего человека из компании, а также о сливе местного парня. Приехав и забросившись на аэродром через НИИ, по телефону мне сообщают о форс-мажоре ещё двое. Тогда я просто погулял по уже изученным ранее местам, нашёл в северной части аэродрома два спрятанных в лесу малых убежища для личного состава, и уехал.
01.10.2017
В третий поход я взял проверенного человека, и он действительно не подвёл меня. На эту вылазку я поставил задачу изучить охраняемую часть аэродрома. Мы забросились уже проверенным путём через НИИ и пошли по рулёжной дорожке, идущей параллельно главной ВПП. Наше внимание привлекло стоящее в лесу камуфлированное здание - оно оказалось пустое, но за ним шла протоптанная тропинка, которая привела нас к хранилищу для боеприпасов.
Осмотрев его, мы вышли к широкой рулёжке, проходящей по всей южной части аэродрома. На западе от нас стояли разобранные Уралы, напротив нас - административное здание со стеклопакетами и горящим светом. Мы пошли на восток. Сбоку от рулёжки виднелся огромный обнесённый отдельным периметром парк техники: Уралы, Камазы, Зилы, Шишиги - все в разных исполнениях, кунги, радиостанции, мобильные РЛС, генераторные, бензовозы, тягачи, краны и другие. Из парка доносились голоса работающих там людей. Мы осознали, что наглеем слишком сильно, ходя по действующему военному объекту, но осознали поздно - ворота парка отворяются и нам навстречу выходит женщина в барвихе со значком патруля (не та, что в первый раз). Она вежливо представилась сотрудником комендатуры и поинтересовалась об обстоятельствах нашего там нахождения - мы прикинулись дурачками и сказали, что идём на ж/д станцию, а местные нам подсказали срезать через заброшенный аэродром. Женщина поняла, что мы пришли не чермет воровать, поднимать кипишь не стала и лампово пообщалась с нами, рассказав о своей службе на этой авиабазе и о том, как ей горько наблюдать за её прихождением в негодность. С её слов, на тот момент на аэродроме расположены радиотехническое подразделение и подразделение обслуживания, все они состоят из контрактников, сержанты живут не в казармах, а, как и офицеры, в квартирах в военном городке. Далее она показала нам выход, сказав, что мы можем выйти через КПП.
Мы миновали КПП и отправились в сторону штаба и казарм, которые со спутниковых снимков выглядели заброшенными. Людей рядом с ними не оказалось, двери были закрыты и мы не стали рисковать. Погуляв вокруг них, мы вышли через дыру в заборе и уехали по домам.
09.01.2018
Моя четвёртая поездка была одиночной. Честно говоря, я не собирался делать никаких открытий для себя в этот раз, а лишь хотел увидеть ставшее уже любимым место в зимнем обличии, и не пожалел об этом. Стоит отметить тот факт, что со стороны охраняемой части в северную часть и обратно ездили внедорожники, которые не обращали на меня внимания. Оказалось, люди пилят ворота капониров на металл, и, судя по всему, это делалось с разрешения руководства части.
09.09.2018
Последний поход по уже изученным местам для закрепления. Половина капониров уже стояла без ворот, убежища и укрытия тоже попилены на металл.
Ссылка на альбом с фотографиями:
yapx.ru/v/TXX2A
Всем добра, спасибо за прочтение!
Миша Гущин о себе:
Люблю путешествия и приключения. Посещая какой-либо объект, всегда с глубочайшим интересом изучаю его историю. Всегда соблюдаю исключительную культуру: не шумлю, не вожу с собой негодяев, не мусорю, ничего не ломаю. Открыл дверь - закрыл её за собой. Всегда оставляю объект таким, каким он был до меня. Обладаю искусством вежливого и искреннего общения с охраной, что не раз сохранило меня от встреч с милицией и военной комендатурой.
Хотел бы получить приглашение для того, чтобы стать частью сообщества и дать своему увлечению комплексное развитие.