
Что приходит в голову подземному исследователю при словосочетании «подземный цех»?
Подвал с узкими, длинными коридорами и различные бытовыми коммуникациями, которые обеспечивают здание? Или же большие складские помещения с продукцией производства?
Да, по большей части так и выглядят «подземные цеха», но не на владимирском тракторном заводе. Подземные помещения, некогда известного на весь Союз, машиностроительного производства, полностью описывают словосочетание «подземный цех», своими размерами и наполненностью. Об одном таком подвале пойдёт речь в данном посте.
Немного исторической справки о производстве:
Строительство Владимирский тракторный завод началось 24 февраля 1943 года, благодаря постановлению ЦК ВКП и Совнаркомом СССР. Для строительства были мобилизованы комсомольцы города и работники других машиностроительных предприятий области. Пока шло строительство первых цехов, параллельно собирались трактора «Универсал» из эвакуированных деталей, с Кировского тракторного завода. В июле 1944 года было уже собрано первые 5 тракторов «Универсал». 24 апреля 1945 года считается день рождением завода. В тот день было, закончено строительство первой очереди завода и с главного конвейера сошёл 500-й трактор. После войны завод постепенно и равномерно развивался. Строил новые цеха с новомодным оборудованием. Выпускал различные модели тракторов и создавал в конструкторском бюро свои модели (одним из которых стал известный малогабаритный Т-25 с гордым названием «Владимирец»). Отстраивал жилые районы для работников, с детскими садами и школами. Ближе к 1960-70-х стал градообразующим предприятием культурного города Владимира.
С развалом Советского союза завод начали приватизировать и постепенно выжимать из него все производственные соки. Со временем начали сносить «аварийные» цеха и вывозить оборудование. В 2012 владельцы пытались возобновить конкурентоспособное производство, объединившись с финской компанией Sampo-Rosenlew , и завод начал выпускать зерноуборочные комбайны и трактора фирмы «Агромаш». В 2018 году предприятие признало себя банкротом и перестало функционировать. Примерно с 2020-21 года идёт активный снос цехов и рекультивация территории. На данный момент (август 2024) на территории осталось несколько АБК, здания коммуникации, мелкое швейное производство и вскрытые «подземные цеха».
«Подземные цеха» тракторного завода начали открываться для публики городских исследователей ещё во времена активного изучения заброшенного предприятия, но в малых масштабах. Сейчас же из-за сноса завода и уборки руин зданий, «подземные цеха» вылезают наружу и более активно показываться на публике. Многие уже засыпаны обломками своих «оболочек», некоторые затоплены из-за прорыва систем канализации, но довольно много сохранилась в хорошем состоянии.
Над «подземным цехом» этого поста, раньше располагался цех автоматический линий (ЦАЛ) по производству запчастей. Его построили примерно в 1970-80-х годах, но в производство так и не пустили – помешал развал Союза. Хотя оборудование и линии были готовы к изготовлению деталей. ЦАЛ был поделён на две части: на огромную производственную площадь с линиями и на бытовую, состоящих из комнаты работников.Также у цеха имелся свой административно-бытовой корпус (АБК), с надземным переходом в него.
«Подземный цех» находиться под уже снесённой частью с линиями и, по всей видимости, играл какую-ту роль в производстве. Во время сноса, его раскопали в некоторых местах и тем самым получились провалы ( да так, что их видно с Google-карт), через которые можно удобно спуститься. Из себя «подземный цех» представляет длинное вытянутое (в длину около 200 метров, в ширину около 20 метров, в высоту около 6-7 метров) помещение, посередине которого находиться комната работяг. В комнате нечего интересного не нашлось, кроме пластмассового логотипа предприятия и доски, на которой из пачек сигарет склеили надпись «Oil». Видимо настолько много свободного времени было у работников, чтобы сделать такую творческую поделку. Хоть и надземный цех нечего не успел произвести за свою короткую рабочую жизнь, но в 90-х в нём точно что-то делали. Из цеха есть несколько лестниц на поверхность, но они завалены мусором. Пол немного затоплен смесью воды, масла и мазута, но зимой она замерзает. Также на полу есть бетонные выступы, возможно предназначенные для двигателей. Есть небольшая загадка этого цеха. Она заключается в том, что в одной из частей он до потолка забит боем от литейных форм. Возможно, при сносе ближайшего литейного цеха оставшиеся формы от литья решили скинуть в один из провалов, но как-то это подтвердить или опровергнуть невозможно. Около одной колоны стоит электрощит с различными тумблерами, кнопками и индикаторами, который был задействован в производстве.
«Подземный цех» довольно уникальный объект города и поражает своими масштабами, разбитостью и неизвестностью того, для чего он предназначался, но в ближайшие несколько лет он будет уничтожен.

Электрощит с облупившийся краской, по которому можно понять, что "подземный цех" топит довольно хорошо и глубоко.


Та самая загадка объекта. Бой литейных форм до потолка. В левом нижнем углу, в сугробе, можно разглядеть одну из таких формочек.

Всякий железный мусор и провал.



Комната работяг.