
Многие из нас бывали в Рязани, но, как правило, осмотр города проходит в центре, по туристическому маршруту, возле Кремля. В этот раз мы отошли от туристических троп и побывали в других частях города, где ещё можно увидеть одноэтажную деревянную застройку, богато декорированную кружевной резьбой. Побывали в городском парке - сад Трезвости, где сохранился уникальный клуб Дворянского собрания. Так же нам встретился Дворец пионеров - грандиозное монументальное сооружение 1957 года.

Городской парк в прошлом "Сад Трезвости". Главной достопримечательностью парка сегодня, как и 100 лет назад, считается деревянный домик, сплошь покрытый затейливой резьбой.

В 1901 году Рязанское общество трезвости арендовало сад губернского земства для устройства культурного досуга горожан. Одним своим боком сад трезвости упирался в пансион мужской гимназии , другим граничил с местной портерной, где любили отдыхать (и выпивать) вышеупомянутые гимназисты.

В 1904 году площадку сада трезвости украсил целый комплекс построек: здания и павильоны летнего типа. Здесь же располагалась эстрада для музыкантов, игравших в саду ежедневно, летний театр, в котором выступала опереточная труппа, летнее кино, павильон с бильярдами, ресторан. Зимой площадка сада превращалась в каток.

Сегодня от всего комплекса сохранился лишь центральный павильон, именовавшийся Летним клубом дворянского собрания. Несмотря на столь громкое название, двери клуба были открыты не только местной знати, но и всем «прилично одетым горожанам». Автором сооружения выступил губернский архитектор Иван Степанович Цеханский.

Летний клуб обладал большой террасой во всю длину здания, на которой располагался маленький ресторанчик. В центральном зале расставлялись ломберные столики для карточной игры, и имелся дополнительный буфет для игроков. Напротив клуба находилась круглая веранда для музыкантов, где играли по преимуществу вальсы, мелодии из более популярных опер и опереток. По выходным приглашались военные оркестры.

Несмотря на то, что вход был платный, от нехватки посетителей сад трезвости не страдал ни зимой, ни летом. Дворянское сословие и купцы побогаче приходили играть в вист, разночинцы и купцы второй-третьей гильдии совершали променады по пешеходным дорожкам, гимназисты, заглянувшие заранее в «портерную», обсиживали лавочки и строили глазки гуляющим девушкам. С ростом города Сад трезвости начал терять своё привилегированное положение, да и слово «трезвость» из его названия исчезло. После революции на лавочках обосновался пролетариат, а летний клуб со временем был отдан детям. В 1925 году в его стенах разместился городской клуб юных пионеров.

А теперь пройдёмся по улочке сплошь застроенной деревянными теремочками и рассмотри их более детально.

Рязань не переживала промышленного бума до 50-х годов XX века и потому смогла сохранить свой облик с одноэтажными, деревянными постройками.

Яркая индивидуальность некоторых зданий, проявляющаяся в отделке фасада, делает их запоминающимися элементами улицы.

Прежде всего, при взгляде на эти дома бросается в глаза «деревянное кружево». Резьбу эту выполняли простые тумские, егорьевские, клепиковские мужики. Говорят, что у каждой бригады плотников был свой узнаваемый почерк, свои изюминки стиля. При этом основные типы резьбы были общими: прорезная, накладная, долблёная и многие другие.

Оставляем деревянную застройку и переходим к каменной.

В документах партийного архива Рязанского обкома КПСС говорится, что открытие городского клуба юных пионеров (прадедушки нынешнего Дворца детского творчества) было приурочено к годовщине смерти В.И. Ленина. Клуб начал работу 1 апреля 1925 года и объединил 200 подростков, занимавшихся в четырёх кружках.

В начале 1936 года бюро Рязанского райкома комсомола объединило внешкольные учреждения (райпионердом, дом художественного воспитания детей, детскую техническую станцию) в единый пионерский дом. С того момента количество кружков и клубов неуклонно росло. Фотостудия, театр кукол, оркестр народных инструментов, изостудия, духовой оркестр, краеведческий кружок, радиоклуб, клуб собаководов, литературный блок, авиамодельная студия, спортивный центр. Уже к сороковым годам прошлого века направления работы Дворца пионеров охватывали практически все потенциальные подростковые интересы того времени.

С началом Великой Отечественной войны Дворец поддержал советский лозунг «Всё для фронта, всё для победы» — юные воспитанники бросили все силы для помощи фронту. По инициативе организации пионеры области начали сбор средств на строительство истребителя «Рязанский пионер», танковой колонны «Юный пионер», бронепоезда «Рязанский ученик». В зиму 1941 года кружковцы получили военный заказ на пошив тёплых безрукавок, воспитанницы студий рукоделия вязали варежки и вышивали кисеты, которые посылками доставлялись на фронт. Бригады творческих активистов давали концерты в местном госпитале и даже выезжали с выступлениями на фронт.

К началу пятидесятых годов число воспитанников дворца возросло до 2000 человек, а количество студий и кружков до 39. Стало очевидно, что с таким наплывом посетителей скромный деревянный домик в горпарке справиться не может, а развитие существующих профилей работы существенно тормозится из-за нехватки рабочего пространства.

В 1952 году был заложен первый кирпич будущего Дворца пионеров.
На его строительство государство выделило 9,5 миллиона рублей, а архитектором проекта выступил И.П. Антипов. Стройка по тем временам развернулась колоссальная — общий размер здания превышал 5 тысяч квадратных метров, а на площади в 3,5 гектара был разбит парк и сквер с большим фонтаном-каскадом.

Строительство Дворца пионеров было завершено досрочно — к всенародному празднику 40-й годовщины Октябрьской революции. 5 ноября 1957 года, в 19.00 рязанским детям были переданы ключи от нового Дворца пионеров.

За следующее десятилетие число воспитанников Дворца выросло до 3000 человек, а посещение центра молодёжной культуры входило в обязательную программу международных делегаций из Чехословакии, ГДР, Вьетнама и других стран. 13 мая 1966 года Дворец встречал первую женщину-космонавта Валентину Терешкову. В конце семидесятых годов Дворец пионеров занял третье место в республиканском смотре внешкольных учреждений.

Неподалёку с пионерами расположился польский костёл. В 1916 году в Рязани насчитывалось более 1000 жителей, исповедующих католицизм.

В XVIII веке на деньги польской общины был построен Римско-католический храм во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, именуемый сегодня польским костёлом. Приход не отличался расточительностью и не имел богатых покровителей. Постройку отличает незатейливость и лаконичность.

Ещё одна из каменных достопримечательностей Рязани - дом Рюмина.

Гаврила Васильевич Рюмин

...сколотил своё состояние на питейных откупах и казённых подрядах, дослужился до статского советника и получил потомственное дворянство в награду за богатую меценатскую деятельность. В его имении отдыхали все заезжавшие в Рязань государи: Александр I, Николай I, а также будущий император Александр II. В конце XVIII века в Рязани насчитывалось всего лишь 16 частновладельческих домов — позволить строительство особняка могли себе далеко немногие.

В 1787 году Рюмину было выделено место «по Пятой улице с оврагом 38 сажен» для строительства дома. Строительство дома-дворца началось в конце 80-х годов XVIII века. Наиболее ранняя часть постройки — центральный объём с роскошным коринфским портиком на шесть колонн.

Позже были возведены два отдельно стоящих корпуса. К 1816 году все корпуса были объединены в единое здание, каким оно сохранилось по сей день. Постройка поражала не только внешним, но и внутренним убранством.

В шести парадных комнатах верхнего этажа имелись «полы штучныя паркетовыя», потолки «щекатурной работы», стены, расписанные «живописною работою». Всего же в доме насчитывалось 52 жилые и 11 нежилых комнат. В 1816 году дом был оценён в 100 тысяч рублей. В то время это был самый дорогостоящий особняк Рязани, а усадьба при доме была самым крупным городским владением.

После смерти Гаврила Васильевич оставил в наследство 12 тысяч крепостных и 15 миллионов рублей — неслыханное состояние по меркам XIX века для жителя провинциального города. Особняк достался его сыну, Василию Гавриловичу, но уже в 1833 году старший из сыновей Рюмина, Николай Гаврилович, выкупил дом у брата и пожертвовал его Рязанской мужской гимназии для устройства пансиона для дворянских детей, обучающихся в заведении. В этом качестве здание дожило до революции 1917 года.

И последнее, что хотел бы вам показать, это здание богадельни сестёр Титовых.

В 1890-х годах три сестры Титовы решили себя развлечь и поучаствовать в рязанской лотерее. Девушки приглянулись Фортуне и выиграли около 200 тысяч рублей — средства по тем временам
колоссальные, и потратили этот капитал на строительство городской богадельни.

Очень интересное в архитектурном плане двухэтажное здание было построено в 1900 году епархиальным архитектором Иваном Степановичем Цеханским. Здание выполнено в стиле позднего Ренессанса. Симметричный фасад богато украшен лепниной, полукруглые ступени ведут к замысловатым дверям, над входом — зонт-балкон с кованым рисунком.

Богатством архитектурных украшений здание меньше всего походило на богадельню, скорее, напоминало провинциальный дворец. Впрочем, не все украшения исследователям понятны — так и остались загадкой символы на фасаде — четыре круга, расположенные между окнами второго этажа. От каждого из них вниз отходят три стрелы — весьма нетипичный декоративный элемент, который, вероятно, был придуман самими сёстрами. В техническом плане здание не уступало своему богатому внешнему виду — в корпусе богадельни были все коммунальные удобства того времени, и даже работал телефон за номером 87.

В 1920-х годах здесь был открыт Дом грудного младенца, в 1940-х — детский туберкулёзный диспансер. Ныне здесь расположились кабинеты министерства здравоохранения Рязанской области.