Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Grant2012
Hrant Harutyunyan написал 18 декабря 2018 в 01:47 [изменен через 9 минут] [ Назад ]

Поход по Гегамскому хребту. День 4-7

Связанный объект: Санаторий и турбаза в Айраванке

Привет, Урбан! С прошлой моей части про поход прошло, к сожалению, довольно много времени, если не сказать, что неприлично много... Поэтому коротко напомню про первую часть и вторую часть, если кто-нибудь забыл.
А четвертый день начался с раннего подъема и переброски под вулкан Большой Аждаак (3598 м), наивысшей точки Гегамского хребта.

Самый ранний подъем по сравнению с предыдущими днями был обоснован тем, что мы должны были взойти на вулкан Большой Аждаак ещё в прошлый день и уже к вечеру разбить лагерь у озера Акналич (Канчгель) в кратере вулкана Лчайн на высоте 3032 м, всего в 6 км от вулкана Аждаак. Но так как не укладывались в график мы как минимум на сутки, то будущие планы сокращались, о чем я писал ещё в предыдущей части. Поэтому план с озером Акналич и вулканом Лчайн был сокращен, тем более, что эти планы были не критичны для всего похода.
Напомню, что наша ночная стоянка находилась на уровне 3080 м.
На фото траверсируем склон вулкана Вишапасар (3157 м), на фоне видны сошедшие из-за весеннего потепления лавины.
Встаем на привал у небольшой горной речки Кармир (в переводе Красная) на высоте 2920 м. Каменный крест на фото - новоделанный хачкар, что это такое и с чем его едят я рассказывал в первой части.
Вид на вулкан Вишапасар (3175 м). В переводе название горы означает "Драконова гора". Кстати, гора с таким же названием находится в Нахичеванской Автономной Республике.
Начинаем набирать высоту по легкому куруму в сторону вулкана Большой Аждаак - одной из главных целей нашего похода.
Вид с нашего второго привала у подножия безымянного вулкана, неподалеку от речки Гридзор на высоте 3080 м.
Третий привал, вид на безымянный вулкан. Набрали высоту до 3160 м. Закладываем рюкзаки и налегке начинаем радиалку на вершину Большого Аждаака. Позже мы еще вернемся к этому месту.
На отметке 3240 м делаем остановку и идем дальше.
Вновь делаем остановку, на этот раз уже на отметке 3400 м.
Отсюда уже виднеется вершина вулкана.
Вот мы и на вершине потухшего вулкана. Большой Аждаак (3597,3 м) является третьей по высоте горой в Армении после Арагаца (4095 м) и Капутжуха (3905 м). Кстати, интересен тот факт, что возле Аждаака было обнаружено множество наскальных рисунков древнейшего времени (петроглифов) с изображением людей в сценах охоты и состязаний, а также астрономических тел/явлений, таких как Луна, Солнце, звездные созвездия, кометы и молнии.
В переводе с армянского Аждаак - это человеко-вишап, человеко-дракон. Согласно древнеармянской мифологии, Аждааки-вишапы живут в высоких горах, в больших озёрах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озера, производят грохот, сметают все на своём пути. Движение аждааков под землёй вызывает землетрясения. Доживший до тысячи лет вишап может поглотить весь мир.
Что такое вишапы я подробно рассказывал в предыдущей части.
В древнеармянском эпосе Аждаак был царем маров (мидийцев), которого побеждает армянский царь Тигран I Ервандид.
Также Аждахак — иранский Ажи-Дахака, буквально «Дракон Дахака».
А на персидском языке Аждаак означает — великан, огромный, могущественный, крупный.
Начинаем спуск с вершины к будущему месту нашей ночевки.
Место ночевки было выбрано в 130 метрах от места третьего привала, от куда мы начинали радиалку. За этот день мы прошли с коэффициентом 17 км, это на 3 км меньше чем в прошлый день, и сделали набор в 678 м, это опять же на 322 м меньше чем в предыдущий день. Усталость команды уже давала о себе знать. В план мы все еще не умещались.
Утро пятого дня встретило нас отличной безветренной погодой. Согласно графику в прошлый день мы уже должны были выйти с озера Акналич (Канчгёль) в кратере вулкана Лчайн и прийти на перемычку между вулканами Шиштепе и Акнасар, чтобы при благоприятных условиях погоды взойти на Севкатар. Но несмотря на наши оптимистичные планы, мы проснулись в 14 км от нашей планируемой ночевки.
Опять же согласно нашему графику в этот день мы должны были сделать восхождение на вулкан Малый Аждаак и перейти под вулкан Ератумбер, где под восточным склоном горы стоит старая церковь Сурб Хач (в переводе Святой Крест). Но, к сожалению, ни одному из этих планов не суждено было сбыться.
Огибаем Большой Аждаак через урочище Сапунчи. Впереди виднеется вершина вулкана Акнасар - единственной цели на этот день. Делаем первый и последний привал на сегодня, в этот день было решено существенно сократить количество привалов, чтобы сократить отставание от графика. Дальше лишь будут небольшие, короткие остановки.
По центру четко виден Акнасар, левее него вулкан Гехмахан.
Вид на Большой Аждаак, как ни странно с северной стороны он гораздо красивее и интереснее, также видны скальные выступы, которые с южной стороны полностью отсутствуют.
Периодически останавливаемся, до обеда сделали ещё пять остановок и прошли мимо трех ни чем не интересных безымянных вулканов.
Встаем на обед, нужно хорошо подкрепиться, потому что впереди сложное восхождение. После обеда нам предстоит зайти на вулкан Акнасар с рюкзаками и выйти на плато перед Севкатаром.
Начинаем восхождение на вулкан Акнасар (Лчайн) 3258 м. Название горы в переводе с армянского означает "Глаз-гора", вероятно потому, что в кратере вулкана находится красивейшее озеро Акналич (Канчгёль), что тоже в переводе означает "Глаз-озеро".
Ещё один вид на Большой Аждаак, красивее чем все предыдущие.
По центру видно вершину вулкана Гехмахан (3319 м), соседствующего с Аксасаром вокруг озера Акналич.
Вот мы и на вершине, от сюда открывается отличный вид на группу из вулкана Караганчал и ещё 3-х безымянных вулканов. Вдали, за ними виднеется часть продолговатого вулкана Севкатар, куда мы и должны в итоге добраться.
Озеро Акналич питается в основном дождевыми водами, также летом его используют местные езды для орошения.
Спустившись с Акасара (Лчайн) доходим до плато-летника на уровне 3000 м между вулканом Караганчал (3139 м) и безымянным вулканом. Делаем небольшой привал и в 150 метрах разбиваем лагерь для ночевки. Впереди отлично виднеется следующая наша цель - вулкан Севкатар.
За 5-й день мы прошли с коэффициентом 18,3 км, что на 1,3 км больше чем в предыдущий день, но все равно недостаточно, чтобы сократить отставание от намеченного плана. Набор высот был совсем небольшим - 258 м.
Услышав впервые все эти названия вулканов, невольно начинаешь запутываться, особенно, если большинство из них чрезвычайно схожи друг с другом, например: Спитакасар-Севкатар, Аждаак-Арагац и т.д. В походе мы начали называть некоторые вулканы ассоциациями, например Севкатар - черепаха. Правда схожи? :)
Утро 6-го дня встретило нас прекрасным видом из палатки и задубевшими ото льда горными ботинками.
Согласно нашему фантастическому графику в этот день мы должны были уже спуститься к монастырю Айраванк в одноименном селе на берегу Севана, во что верить было бессмысленно.
После завтрака начинаем медленно, но верно двигаться в сторону нашей цели - вулкана Севкатар. Весь путь по плато ни чем не примечателен, кроме множества летних домиков-укрытий скотоводов. У одного из таких устраиваем привал.
Через 2 км у подножия вулкана делаем ещё один привал перед восхождением.
Памятная табличка гласящая на армянском: "Здесь произошла авария, унесшая жизнь Рубика Геворкяна. 1949-1957 Память его братьев."
Знаю, что это вам не пригодится, но все же.
Закладываем рюкзаки и выдвигаемся в радиалку.
Вот мы и на вершине. Севкатар (3225 м) с армянского в переводе означает "черный гребень", на который вулкан похож из далека.
Вулкан имеет слабовыраженный кратер без озера.
Вдруг поднялся сильный ветер и на вершину нагнало тучи, а если появилась облачность в горах, значит есть всего 10-15 минут до того как пойдет дождь, если он ещё не пошел. Успевая впопыхах сделать несколько кадров спешно спускаемся с вулкана к нашему прошлому привалу. Так и произошло, не успев спуститься, начинается дождь.
Забрав рюкзаки с привала быстро выдвигаемся в сторону озера Севан - нашей следующей цели. Проходим мимо Малого Аждаака через летник Норадуя, не делая восхождения, так мы еще раз сокращаем отставание от графика.
Вдали за вулканами Турки-Иштана и Ератумбер уже виднеется озеро.
Проходим мимо Малого Аждаака и у его подножия на уровне 2800 м разбиваем лагерь, снега постепенно сменяются альпийскими лугами, а воздух теплеет.
За этот день мы прошли 28.6 км, что не могло нас не радовать, набор был небольшим, всего 425 м.
7-й день являлся запасным на случай задержки на маршруте. Если бы задержки не было, мы могли бы устроить днёвку на озере или сэкономить день для восхождения на Арагац. Но задержка была и явно не маленькая, поэтому задачей на этот день было максимально быстро добраться до Айраванка, где наш спортивный маршрут заканчивался и мы могли дать себе заслуженный отдых.
Было решено сделать многокилометровый крюк через с.Лчап в с.Айраванк, чтобы восполнить упущенные баллы сложности похода 2 к.с. за отсутствие восхождений на Малый Аждаак и Ератумбер.
Тем временем, проходя через подножие горы Джантвне (на фото) снег полностью сменился альпийскими лугами и пастбищами.
Сделав крюк по тропе через гору Джантвне мимо пещер вышли в село Лчап, откуда по линии ЛЭП через сады вышли в само село Айраванк. Проходя через село познакомились с местными жителями. У ворот обычного дома стоял старик, у которого мы уточнили путь к магазину, на предложение напоить нас водой и наполнить наши бутылки мы с радостью согласились. Слово за слово разгорелась беседа, на которую вышли все жители этого дома и куча сельской ребятни, чтобы поглазеть на диковинных туристов. Хозяйка дома предложила нам кофе, от чего мы не отказались. Но кто бы мог подумать, что через 5 минут она вынесет огромный поднос с кофейными чашками на всю группу, а нас ни много ни мало было 20 человек! :) Отблагодарив старика и его жену двинулись в сторону магазина.
За нами увязалась свора сельских детей, от которых мы никак не могли избавиться. При первой встрече мы дарили им браслеты, стикеры, рубли и прочую мелочь, но чем дальше мы шли, тем ребят становилось все больше и наглее. Дошло до того, как они начали пытаться украсть что-либо из рюкзаков ребят, пока те были в магазине. Отстали они от нас лишь тогда, когда мы дошли до озера.
Зайдя в магазин мы скупили практически все, что только было можно, начиная от местного пива и продуктов питания, заканчивая всякими салфетками и прочими средствами гигиены. В итоге большинства из этих товаров в небольшом сельском магазине и вовсе не осталось.
Дальше мы отправились к берегу озера Севан для поиска места под стоянку.
На этом наши деревенские приключения не закончились. Пока проходили через все село познакомились с ̶а̶л̶к̶а̶ш̶а̶м̶и̶ местными жителями, которые настойчиво предлагали провести этот замечательный вечер в их скромной компании, распив пару бутылок водки и заодно попробовав настоящие национальные закуски. На что пара ребят из нашей компании с радостью согласились и пропали с ними до поздней ночи.
На берегу озера мы заметили большой заброшенный санаторий - идеальное место для ночевки. Подойдя к воротам санатория мы начали стучать в двери, чтобы найти охранников, но безуспешно. Далее пара наших ребят перелезли через забор, чтобы попытаться найти охрану санатория, что тоже не дало результатов. В итоге нас заметили местные рыболовы, которые ловили раков на близлежащей затопленной турбазе. Поговорив с мужиками мы объяснили, что хотим договориться с охраной за некоторую сумму арендовать место под палатки на территории. Так как в этом селе (как и во всей Армении) все друг друга знают, через 5 минут к нам подъехали на бодрой шестерке те самые охранники, которых мы искали.
Мы объяснили им всю ситуацию, но из-за того что нас не совсем четко поняли (оно и к лучшему), нам разрешили разбить лагерь на территории санатория совершенно бесплатно :)
Дальше больше... после того, как мы обосновались, с нами познакомились все охранники, рыболовы и прочие ̶а̶л̶к̶а̶ш̶и̶ местные жители. Нам принесли ведро севанских раков, только что отловленных, ишхана (севанскую форель), домашнюю водку, соленья, закуску и тому подобное. В итоге нам всем селом накрыли целую поляну. Пожалуй это была наша самая красивая и комфортная ночевка за весь поход :)
На этом завершился наш спортивный поход, дальше нас ждала лишь культурная программа и восхождение на Арагац. За этот день мы прошли 22 км и спустились на 984 м. Желаю вам таких же теплых ночевок.

Спасибо за внимание :)
До новых встреч!
Полночь Moonshine написал 18 декабря 2018 в 02:01
Еее! Айраванк
Был в монастыре, в двух шагах от этой турбазы, а саму турбазу не видел
+19
Ссылка | 5 отв.
Hrant Harutyunyan Grant2012 написал 19 декабря 2018 в 12:49
Moonshine: да, бывает :) Про сам монастырь Айраванк будет в следующей (последней) части. Кстати, с монастыря открывается отличный вид на недостроенный санаторий, его ты тоже не видел?
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Полночь Moonshine написал 19 декабря 2018 в 16:49
Grant2012: Ну я видимо не придал ему значения. Здание какое-то и здание :)
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Hrant Harutyunyan Grant2012 написал 19 декабря 2018 в 22:48
Moonshine: кстати, какого месяца фото? Я там был в конце апреля, кругом уже никакого намека на снег не было...
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Полночь Moonshine написал 20 декабря 2018 в 05:52
Grant2012: Это середина марта
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Hrant Harutyunyan Grant2012 написал 21 декабря 2018 в 11:39
Moonshine: понял.
Velikij
Velikij написал 18 декабря 2018 в 13:36
Привет! А что у тебя за снаряга для такого похода? Рюкзак небольшой, а поход непростой.
Ссылка | 1 отв.
Hrant Harutyunyan Grant2012 написал 20 декабря 2018 в 21:16
Velikij: привет, для такого похода (пешка 2 к.с. по горной местности 10 дней) девушки брали рюкзаки по 80 л, парни по 100 л. Хотя я брал рюкзак на 80 л и мне его хватило заглаза. В моём случае, если бы рюкзак был каркасным и коврик можно было вынести за стенки рюкзака, то можно было бы и обойтись 75 л, а то и меньше... Имхо, чем опыт походов больше, тем твой рюкзак становится меньше и меньше. Ну и все конечно зависит от общака, который на тебе.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.