Остатки древней цивилизации
Что такое советская мозаика: для чего создавалась, как, из чего и почему? Несколько примеров панно Ростовской области и не только.
Уже много лет помимо основной тематики (заброшки и путешествия), я фиксирую отголоски прошлого, которые могут выражаться в памятниках, музеях и многом другом, и, конечно, в архитектуре. Неотъемлемой частью являются различные украшения: витражи, барельефы, рисунки, чеканка и мозаики. Чаще всего данные виды монументально-декоративного искусства существуют в ансамбле с архитектурой.
Мозаика - это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) цветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Это один из наиболее эффектных, долговечных (к слову, некоторая мозаика сохраняется тысячелетиями) и трудоёмких видов монументально-декоративной живописи.
История мозаики восходит к временам 2-ой половины 4-го тысячелетия до н.э., которыми датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии, к 8 в. до н.э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл и дворцов. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Кулачные бойцы. Галло-римская мозаика виллы в Севиаке. I—III вв.
Утренний туалет Афродиты. Римская мозаика. Эс-Сувейда (Сирия).
Расцветом мозаичного искусства принято считать эпоху Византийской империи, - византийская мозаика становится более утончённой, используемые составные элементы из камней становятся более мелкими, кладка деликатнее, фон изображений становится по преимуществу золотым. Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока.
Кормление осла.Большой дворец, Константинополь. Мозаики пола. Вторая половина VI века.
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает широкого распространения из-за дороговизны привозимого из Константинополя материала. Следующий период расцвета мозаики связан с именем великого русского ученого Ломоносова. Именно он в 18 веке практически заново открывает в России искусство мозаики. В Ломоносовской мастерской создают целый ряд великолепных портретов видных деятелей, современников Ломоносова, и портреты величайших исторических персонажей. Вершиной творчества Ломоносовской мастерской стала «Полтавская баталия», великолепное, уникальное мозаичное панно, изображающее одно из величайших событий в истории России. После смерти Ломоносова, мастерская ещё выполняла заказы, но вскоре прекратила свое существование.
«Полтавская баталия». М.В.Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764.
Однако уже в 1851 году при Академии художеств создается мозаичная мастерская. Именно здесь были выполнены мозаики для Исаакиевского собора, поражающие красотой, ставшие шедеврами мировой культуры.
В 1890 году была создана частная мозаичная мастерская Фролова, сыгравшая большую роль в развитии мозаики. Впервые мозаичными панно, выполненными в мастерской, украсили фасады зданий гражданской архитектуры. В мастерской Фроловых были выполнены мозаики для храма «Спас на Крови» в Санкт-Петербурге.
После революции, основным направлением в мозаичном искусстве становится оформление фасадов и интерьеров зданий, различных по своему назначению. Расширяются стили исполнения мозаики, сюжеты. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой живописи, нашла применение для оформления и украшения общественных зданий, метро и просто фасадов жилых домов на улицах советских городов. В первые десятилетия советской власти мозаика была мало востребована, ведь это весьма затратный вид искусства, а экономика страны после революционных потрясений была всё ещё в упадке.
Музей мозаики в Зугме. Газиантип. Турция.
Знаменитые портреты, созданные мастерской В.А.Фролова в 1930-е гг.
В 1954 году Хрущев начал борьбу с так называемыми архитектурными излишествами, к которым были причислены колонны, портики, пилоны и так далее, а с ними и монументальная скульптура и лепнина, нередко украшавшая здания эпохи сталинского ампира. С этого момента в истории советской архитектуры произошел поворот к новому стилю, который принято называть советским модернизмом. Здания советского модернизма как снаружи, так и внутри нередко украшены мозаиками - они не попали под нож борьбы с излишествами, а наоборот - стали наиболее частым средством взаимодействия архитектуры и искусства, раз уж остальные средства на много лет оказались фактически под запретом. Мозаика была созвучна архитектуре, позволяла спасаться от обезличенности и серости, практически неизбежной в условиях типизации, если так можно выразиться. Именно на этот период приходится рассвет мозаичного искусства.
В советской монументальной мозаике можно выделить три направления по материалам: смальта, кусочки кафельной плитки, кафельная плитка с нанесенным рисунком. Были конечно и различные частные случаи. Такие как мозаики из гальки, или комбинации разных типов.
Советская мозаика неразрывно связана с такими художниками-мозаичистами, гениями мозаичного дела как В.А.Фроловым, А.А.Дейнека, Васнецовым А.В., и многими другими. Наибольшее распространение получили работы, выполненные смальтой в технике римской мозаики. Самые красивые, можно сказать самые потрясающие мозаичные полотна получались именно из смальты.
Смальта – не просто цветное непрозрачное стекло, в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик. Это продукт ручного производства. Стеклянный порошок, в который добавляются пигменты, спекается при температуре около 1000 С. Известная с давних времен, смальта редка и дорога, но всегда востребована, и зачастую изготовляется на заказ. Со временем в СССР стали появляться целые заводы по её производству.
Чем же она так хороша? Не только тем, что не боится ни абразивных веществ, ни бытовой химии, ни влажности, ни перепадов температуры. Смальта очень прочна, намного прочнее стеклянной мозаики, что позволяет отделывать ею внешние стены, бассейны, и прочие поверхности, подвергающиеся интенсивному влиянию со стороны окружающей среды и техногенного пространства городов.
Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое соответствовало задачам социалистического строя. Основная пропагандируемая идея – дорога к «светлому будущему». Путь к его достижению лежит через сплочение людей и вклад каждого в общую идею, словно соединение маленьких цветных осколков в мозаичное панно.
Преимущественно мозаичные сюжеты изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников. Одним из самых символичных мозаичных панно можно назвать произведение на здании ДК химиков в городе Балаково. Сюжет представлен в виде лодки, в которой вместе плывут люди разных поколений и профессий. То есть мы видим всеобщее единение на пути к общей цели.
Важное место в СССР занимал спорт. Физическое воспитание является составляющей всестороннего развития личности. Существует целая программа, чтобы нести спорт в массы, при содействии профсоюзов и комсомола. Что касается профессиональной спортивной деятельности, то тут цифры говорят сами за себя. За период участия в Олимпийских играх (по 18 зимних и летних игр) спортсмены СССР в общем зачёте не опускаются ниже второго места. Эта неотъемлемая часть советской жизни также получила отражение в мозаике.
Советский Союз также держит первенство во всемирной гонке по освоению космоса. В Казахской ССР строится первый и самый большой в мире космодром «Байконур». В мозаичных сюжетах не обойтись не только без изображений покорения космоса, но и главного героя-космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина. Также часто встречается сюжет единства народов, как символ огромного многонационального государства. И нельзя обойти стороной мозаику, изображающую повседневную жизнь советского гражданина. Тут можно встретить и церемонии бракосочетания, и радость в стенах роддомов, и картины из беззаботного детства.
Важно упомянуть о самом великом творении советского времени в этом виде искусства. Величественное произведение под названием «Карта индустриализации СССР», появившееся в 1937 году. Панно размером более 27 квадратных метров собрано из почти 50 000 фрагментов. Для его изготовления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, среди которых рубин, изумруд, аквамарин, топаз, яшма, лазурит.
Это подлинная физическая карта Советского Союза со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и промышленными предприятиями.
Кратко пробежавшись по истории мозаики, немного ознакомившись с техниками, различными школами, и даже материалами, представлю вашему вниманию наиболее красивые из сохранившихся мозаичных панно на примере города Шахты Ростовской области. БОльшая часть к настоящему моменту уже не существует в природе, так как мозаики зашивают в пластик, сбивают, закрашивают или уродуют ремонтами.
Итак, начнём с самой известной мозаики из смальты, находящейся на фасаде института повышения квалификации, сокращённо - "ИПК". Мотив распространенный и достаточно уместный для города Шахты: инженера, шахтеры и ткачихи. Всё выполнено в технике римской мозаики. Правда, идиллию людей труда портит перекрывший правое панно ларек с барахлом.
Второй по значимости и красоте (на мой субъективный взгляд) является мозаика из смальты на здании бывшего Универмага поселка им.Артема. Мотивы те же, что и на ИПК, но цветовая гамма несколько иная. Явно рассматриваются мозаичные блоки - это когда весь рисунок собирался на одном цельном куске бетона, а затем резался на куски для удобства транспортировки и последующей выкладки. Все эти куски привозили на место и поочерёдно монтировали на стену - это если совсем коротко и понятно попытаться объяснить для простого обывателя. Эдакий пазл.
Трудно обойти вниманием два шикарнейших полотна на здании бывшей школы и к настоящему моменту полу-заброшенной. Здание в одно время служило учебно-производственным комбинатом (УПК). Сюжет, в связи с этим, вполне понятен: различные профессии.
Следующей мозаикой является полотно над магазином "Дубрава". В советское время здесь располагались два магазина: продуктовый и книжный. Соответственно распределены и мотивы мозаики. Продукты, пшеница, книги, глобусы и пр. Слева от входа была еще и девушка, но она много лет была зашита металлом. Вскоре рабочие сбили всю мозаику, и зашили под ноль.
Две неплохих мозаики остались на фасаде здания "Ростовгипрошахт". Ровно напротив них во всю высоту растут два тополя. Нормально увидеть их можно лишь зимой, когда опадает листва. Панно достаточно неплохое, но цвета смальты немного беднее.
Следующая мозаика располагается на фасаде бывшего хлобчато-бумажного комбината. Мотив вполне понятен. Примечательна тем, что тоже осталась только на фото. В данный момент зашита напрочь пластиком нового предприятия.
Любимая мозаика на стене здания, примыкающего к бывшему кинотеатру Родина. Рядом находится контррельеф на патриотически-исторические темы. Изначально все это располагалось до самой земли. Но сейчас большая часть потеряна из-за пристройки ресторана. На 2020 год этой красоты не существует вовсе.
В данном случае мозаика вызывает вопросы. Долгое время мало кто мог переварить, что это за муже-жено-подобное существо с черными и короткими волосами, каким-то чудовищным сарафаном. У некоторых происходит ассоциация с Томасом Андерсом из Modern Talking!
Следующие мозаики созданы уже при помощи кафельной плитки. Точнее кусочков кафеля. Одни созданы из разнообразных кусочков. Другие же вновь опираясь на римскую технику. Но квадратики уже не из смальты.
Например, вот такие остановки на трассе между поселками. И если одна находится у поселка "Интернациональный", и её мотив понятен, то со второй все не так ясно. Энергетики (или атомщики), локомотивы, какие-то вооруженные люди... Либо мы чего-то не знаем об окружающих местах, либо это просто красивая остановка на вольную тему. В любом случае - это красиво. К слову, по рассказам старожил, все мозаичные остановки в Ростовской области выкладывала лишь одна бригада из 11 человек.
При помощи этой же техники украшены два обелиска. Девушка с ребенком у одной из автобаз, которая уже зашита рекламой и осыпающийся товарищ Артем.
А вот такую симпатичную мозаику коллега случайно нашел у административного здания одного из бывших колхозов.
Или бывшая четвертая автобаза "Ростовугля". На въезде, с рабоче-крестьянской простотой разместили... КАМАЗ! И его уже затянули рекламой.
Теперь рассмотрим нечто интересное. Кафель. Сочетание мелкого и крупного. Потрясающие по красоте и сложности работы. Невероятный размер для подобного города. Чтобы было понятно - это стена трехэтажного дома.
Ну а это простенькая, но симпатичная мозаика из кафеля на стене одной из школ. Дирекция не нашла ничего умнее, чем частично закрыть её плакатом.
Третий вид мозаики - рисунок на плитке. Жизнерадостные девчонки-ткачихи загаженные объявлениями и более серьезная работница со всё той же тканью. Это поселок хлопчатобумажного комбината, отсюда и мотивы.
Последнее на сегодня и очень неожиданное. Место, где в жизни не догадался бы никто искать. Разрушенное бывшее здание отдела милиции в своеобразном гетто, хотя порой таковым можно назвать всё, кроме центра города Шахты - конечно, не в обиду местным жителям.
Итак, здесь у нас аж четырехцветный кафель. С большой вероятностью можно утверждать, что панно уже разрушено, либо это произойдёт в ближайшем будущем.
В городе Шахты и других местах, где мы успели побывать еще много мозаик, барельефов, контррельефов и витражей. Какие-то такие же красивые, какие-то предельно простые и лаконичные. Это были лишь некоторые примеры, которые попались под руку.
По воспоминаниям многих очевидцев, огромное количество мозаик было на и в бывших шахтах и заводах: АБК, столовые, остановки. Но теперь все они полностью уничтожены. Вообще. До щебня.
Кто-то скажет, что эти произведения появлялись из-за большой оплаты такой работы. Кто-то, что мозаика создавалась по чётким указаниям партии и мастеров заставляли это делать, возможно, даже под дулом пистолета. Но немало живых людей, кто застал те времена и знает, что в работах мастеров просматривается настоящая любовь к Родине и гордость за неё, стремление внести свой вклад и поставить свою печать на страницах истории. Эти панно можно встретить во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и больниц. Это не только произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, идеалах, стремлениях и образе мыслей.
---
В описательной части использованы фото из интернета. Спасибо за внимание.
Уже много лет помимо основной тематики (заброшки и путешествия), я фиксирую отголоски прошлого, которые могут выражаться в памятниках, музеях и многом другом, и, конечно, в архитектуре. Неотъемлемой частью являются различные украшения: витражи, барельефы, рисунки, чеканка и мозаики. Чаще всего данные виды монументально-декоративного искусства существуют в ансамбле с архитектурой.
Мозаика - это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) цветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Это один из наиболее эффектных, долговечных (к слову, некоторая мозаика сохраняется тысячелетиями) и трудоёмких видов монументально-декоративной живописи.
История мозаики восходит к временам 2-ой половины 4-го тысячелетия до н.э., которыми датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии, к 8 в. до н.э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл и дворцов. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Кулачные бойцы. Галло-римская мозаика виллы в Севиаке. I—III вв.
Утренний туалет Афродиты. Римская мозаика. Эс-Сувейда (Сирия).
Расцветом мозаичного искусства принято считать эпоху Византийской империи, - византийская мозаика становится более утончённой, используемые составные элементы из камней становятся более мелкими, кладка деликатнее, фон изображений становится по преимуществу золотым. Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока.
Кормление осла.Большой дворец, Константинополь. Мозаики пола. Вторая половина VI века.
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает широкого распространения из-за дороговизны привозимого из Константинополя материала. Следующий период расцвета мозаики связан с именем великого русского ученого Ломоносова. Именно он в 18 веке практически заново открывает в России искусство мозаики. В Ломоносовской мастерской создают целый ряд великолепных портретов видных деятелей, современников Ломоносова, и портреты величайших исторических персонажей. Вершиной творчества Ломоносовской мастерской стала «Полтавская баталия», великолепное, уникальное мозаичное панно, изображающее одно из величайших событий в истории России. После смерти Ломоносова, мастерская ещё выполняла заказы, но вскоре прекратила свое существование.
«Полтавская баталия». М.В.Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764.
Однако уже в 1851 году при Академии художеств создается мозаичная мастерская. Именно здесь были выполнены мозаики для Исаакиевского собора, поражающие красотой, ставшие шедеврами мировой культуры.
В 1890 году была создана частная мозаичная мастерская Фролова, сыгравшая большую роль в развитии мозаики. Впервые мозаичными панно, выполненными в мастерской, украсили фасады зданий гражданской архитектуры. В мастерской Фроловых были выполнены мозаики для храма «Спас на Крови» в Санкт-Петербурге.
После революции, основным направлением в мозаичном искусстве становится оформление фасадов и интерьеров зданий, различных по своему назначению. Расширяются стили исполнения мозаики, сюжеты. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой живописи, нашла применение для оформления и украшения общественных зданий, метро и просто фасадов жилых домов на улицах советских городов. В первые десятилетия советской власти мозаика была мало востребована, ведь это весьма затратный вид искусства, а экономика страны после революционных потрясений была всё ещё в упадке.
Музей мозаики в Зугме. Газиантип. Турция.
Знаменитые портреты, созданные мастерской В.А.Фролова в 1930-е гг.
В 1954 году Хрущев начал борьбу с так называемыми архитектурными излишествами, к которым были причислены колонны, портики, пилоны и так далее, а с ними и монументальная скульптура и лепнина, нередко украшавшая здания эпохи сталинского ампира. С этого момента в истории советской архитектуры произошел поворот к новому стилю, который принято называть советским модернизмом. Здания советского модернизма как снаружи, так и внутри нередко украшены мозаиками - они не попали под нож борьбы с излишествами, а наоборот - стали наиболее частым средством взаимодействия архитектуры и искусства, раз уж остальные средства на много лет оказались фактически под запретом. Мозаика была созвучна архитектуре, позволяла спасаться от обезличенности и серости, практически неизбежной в условиях типизации, если так можно выразиться. Именно на этот период приходится рассвет мозаичного искусства.
В советской монументальной мозаике можно выделить три направления по материалам: смальта, кусочки кафельной плитки, кафельная плитка с нанесенным рисунком. Были конечно и различные частные случаи. Такие как мозаики из гальки, или комбинации разных типов.
Советская мозаика неразрывно связана с такими художниками-мозаичистами, гениями мозаичного дела как В.А.Фроловым, А.А.Дейнека, Васнецовым А.В., и многими другими. Наибольшее распространение получили работы, выполненные смальтой в технике римской мозаики. Самые красивые, можно сказать самые потрясающие мозаичные полотна получались именно из смальты.
Смальта – не просто цветное непрозрачное стекло, в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик. Это продукт ручного производства. Стеклянный порошок, в который добавляются пигменты, спекается при температуре около 1000 С. Известная с давних времен, смальта редка и дорога, но всегда востребована, и зачастую изготовляется на заказ. Со временем в СССР стали появляться целые заводы по её производству.
Чем же она так хороша? Не только тем, что не боится ни абразивных веществ, ни бытовой химии, ни влажности, ни перепадов температуры. Смальта очень прочна, намного прочнее стеклянной мозаики, что позволяет отделывать ею внешние стены, бассейны, и прочие поверхности, подвергающиеся интенсивному влиянию со стороны окружающей среды и техногенного пространства городов.
Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое соответствовало задачам социалистического строя. Основная пропагандируемая идея – дорога к «светлому будущему». Путь к его достижению лежит через сплочение людей и вклад каждого в общую идею, словно соединение маленьких цветных осколков в мозаичное панно.
Преимущественно мозаичные сюжеты изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников. Одним из самых символичных мозаичных панно можно назвать произведение на здании ДК химиков в городе Балаково. Сюжет представлен в виде лодки, в которой вместе плывут люди разных поколений и профессий. То есть мы видим всеобщее единение на пути к общей цели.
Важное место в СССР занимал спорт. Физическое воспитание является составляющей всестороннего развития личности. Существует целая программа, чтобы нести спорт в массы, при содействии профсоюзов и комсомола. Что касается профессиональной спортивной деятельности, то тут цифры говорят сами за себя. За период участия в Олимпийских играх (по 18 зимних и летних игр) спортсмены СССР в общем зачёте не опускаются ниже второго места. Эта неотъемлемая часть советской жизни также получила отражение в мозаике.
Советский Союз также держит первенство во всемирной гонке по освоению космоса. В Казахской ССР строится первый и самый большой в мире космодром «Байконур». В мозаичных сюжетах не обойтись не только без изображений покорения космоса, но и главного героя-космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина. Также часто встречается сюжет единства народов, как символ огромного многонационального государства. И нельзя обойти стороной мозаику, изображающую повседневную жизнь советского гражданина. Тут можно встретить и церемонии бракосочетания, и радость в стенах роддомов, и картины из беззаботного детства.
Важно упомянуть о самом великом творении советского времени в этом виде искусства. Величественное произведение под названием «Карта индустриализации СССР», появившееся в 1937 году. Панно размером более 27 квадратных метров собрано из почти 50 000 фрагментов. Для его изготовления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, среди которых рубин, изумруд, аквамарин, топаз, яшма, лазурит.
Это подлинная физическая карта Советского Союза со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и промышленными предприятиями.
Кратко пробежавшись по истории мозаики, немного ознакомившись с техниками, различными школами, и даже материалами, представлю вашему вниманию наиболее красивые из сохранившихся мозаичных панно на примере города Шахты Ростовской области. БОльшая часть к настоящему моменту уже не существует в природе, так как мозаики зашивают в пластик, сбивают, закрашивают или уродуют ремонтами.
Итак, начнём с самой известной мозаики из смальты, находящейся на фасаде института повышения квалификации, сокращённо - "ИПК". Мотив распространенный и достаточно уместный для города Шахты: инженера, шахтеры и ткачихи. Всё выполнено в технике римской мозаики. Правда, идиллию людей труда портит перекрывший правое панно ларек с барахлом.
Второй по значимости и красоте (на мой субъективный взгляд) является мозаика из смальты на здании бывшего Универмага поселка им.Артема. Мотивы те же, что и на ИПК, но цветовая гамма несколько иная. Явно рассматриваются мозаичные блоки - это когда весь рисунок собирался на одном цельном куске бетона, а затем резался на куски для удобства транспортировки и последующей выкладки. Все эти куски привозили на место и поочерёдно монтировали на стену - это если совсем коротко и понятно попытаться объяснить для простого обывателя. Эдакий пазл.
Трудно обойти вниманием два шикарнейших полотна на здании бывшей школы и к настоящему моменту полу-заброшенной. Здание в одно время служило учебно-производственным комбинатом (УПК). Сюжет, в связи с этим, вполне понятен: различные профессии.
Следующей мозаикой является полотно над магазином "Дубрава". В советское время здесь располагались два магазина: продуктовый и книжный. Соответственно распределены и мотивы мозаики. Продукты, пшеница, книги, глобусы и пр. Слева от входа была еще и девушка, но она много лет была зашита металлом. Вскоре рабочие сбили всю мозаику, и зашили под ноль.
Две неплохих мозаики остались на фасаде здания "Ростовгипрошахт". Ровно напротив них во всю высоту растут два тополя. Нормально увидеть их можно лишь зимой, когда опадает листва. Панно достаточно неплохое, но цвета смальты немного беднее.
Следующая мозаика располагается на фасаде бывшего хлобчато-бумажного комбината. Мотив вполне понятен. Примечательна тем, что тоже осталась только на фото. В данный момент зашита напрочь пластиком нового предприятия.
Любимая мозаика на стене здания, примыкающего к бывшему кинотеатру Родина. Рядом находится контррельеф на патриотически-исторические темы. Изначально все это располагалось до самой земли. Но сейчас большая часть потеряна из-за пристройки ресторана. На 2020 год этой красоты не существует вовсе.
В данном случае мозаика вызывает вопросы. Долгое время мало кто мог переварить, что это за муже-жено-подобное существо с черными и короткими волосами, каким-то чудовищным сарафаном. У некоторых происходит ассоциация с Томасом Андерсом из Modern Talking!
Следующие мозаики созданы уже при помощи кафельной плитки. Точнее кусочков кафеля. Одни созданы из разнообразных кусочков. Другие же вновь опираясь на римскую технику. Но квадратики уже не из смальты.
Например, вот такие остановки на трассе между поселками. И если одна находится у поселка "Интернациональный", и её мотив понятен, то со второй все не так ясно. Энергетики (или атомщики), локомотивы, какие-то вооруженные люди... Либо мы чего-то не знаем об окружающих местах, либо это просто красивая остановка на вольную тему. В любом случае - это красиво. К слову, по рассказам старожил, все мозаичные остановки в Ростовской области выкладывала лишь одна бригада из 11 человек.
При помощи этой же техники украшены два обелиска. Девушка с ребенком у одной из автобаз, которая уже зашита рекламой и осыпающийся товарищ Артем.
А вот такую симпатичную мозаику коллега случайно нашел у административного здания одного из бывших колхозов.
Или бывшая четвертая автобаза "Ростовугля". На въезде, с рабоче-крестьянской простотой разместили... КАМАЗ! И его уже затянули рекламой.
Теперь рассмотрим нечто интересное. Кафель. Сочетание мелкого и крупного. Потрясающие по красоте и сложности работы. Невероятный размер для подобного города. Чтобы было понятно - это стена трехэтажного дома.
Ну а это простенькая, но симпатичная мозаика из кафеля на стене одной из школ. Дирекция не нашла ничего умнее, чем частично закрыть её плакатом.
Третий вид мозаики - рисунок на плитке. Жизнерадостные девчонки-ткачихи загаженные объявлениями и более серьезная работница со всё той же тканью. Это поселок хлопчатобумажного комбината, отсюда и мотивы.
Последнее на сегодня и очень неожиданное. Место, где в жизни не догадался бы никто искать. Разрушенное бывшее здание отдела милиции в своеобразном гетто, хотя порой таковым можно назвать всё, кроме центра города Шахты - конечно, не в обиду местным жителям.
Итак, здесь у нас аж четырехцветный кафель. С большой вероятностью можно утверждать, что панно уже разрушено, либо это произойдёт в ближайшем будущем.
В городе Шахты и других местах, где мы успели побывать еще много мозаик, барельефов, контррельефов и витражей. Какие-то такие же красивые, какие-то предельно простые и лаконичные. Это были лишь некоторые примеры, которые попались под руку.
По воспоминаниям многих очевидцев, огромное количество мозаик было на и в бывших шахтах и заводах: АБК, столовые, остановки. Но теперь все они полностью уничтожены. Вообще. До щебня.
Кто-то скажет, что эти произведения появлялись из-за большой оплаты такой работы. Кто-то, что мозаика создавалась по чётким указаниям партии и мастеров заставляли это делать, возможно, даже под дулом пистолета. Но немало живых людей, кто застал те времена и знает, что в работах мастеров просматривается настоящая любовь к Родине и гордость за неё, стремление внести свой вклад и поставить свою печать на страницах истории. Эти панно можно встретить во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и больниц. Это не только произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, идеалах, стремлениях и образе мыслей.
---
В описательной части использованы фото из интернета. Спасибо за внимание.
Денис Санько Potemkin
написала 30 марта 2022 в 18:03
Супер! Я тоже хочу закинуть немного "своих" бакинских мозаик.
0
Ссылка
| 1 отв.
Денис Санько Potemkin
написала 30 марта 2022 в 18:06
Только жители сайта могут оставлять комментарии.